Будучи коучами, мы гордимся своей способностью демонстрировать присутствие, которое отличает коучинг от других форм взаимодействия и является основой коучинговых взаимоотношений. При этом, будучи человеческими существами, мы подвержены отвлекающим факторам. Мы задаем вопрос, клиент отвечает не так, как мы ожидали, и это конечно же сбивает нас с толку.
Мы знаем, кто-то из вас подумает: «Но у нас не должно было быть этого ожидания, потому что в коучинге мы не имеем своего мнения». Но факт в том, что мнение может возникнуть даже у самых лучших из нас. В тот момент, когда это происходит, мы возможно теряем способность сохранять коучинговое присутствие в работе с клиентом. Наш головной мозг «атакован» на эмоциональном уровне и включается рефлекс «борись или убегай», что снижает нашу оптимальную эффективность. Бывают моменты, когда наш сознательный выбор определяется автоматическим привычным ответом. Случалось ли вам встречать такие типы реакций у клиентов? Замечали ли вы это за собой?
Вы только начали коучинговую практику или являетесь опытным коучем с тысячами часов коучинговой практики, каждая коучинговая беседа — это новая возможность для нашего собственного обучения. Мы просим наших клиентов размышлять с любопытством, а не с суждением – отмечать, чему они научились, экспериментировать, способствовать собственному росту. Мы должны также следовать этому пути, способствуя собственному росту и усиливая себя в роли коучингового профессионала.
Рассмотрим ситуацию: вы только что завершили коучинговую сессию с Томом. Ваша первая мысль: «Так, все было ОК». Затем чуть позже в этот же день у Вас появляются другие мысли: «Та сессия с Томом была худшей сессией, которую я когда-либо проводил (-ла) … Что со мной не так?» Нас это не устраивает! У каждого из нас были ситуации, когда суждения управляли. Что довольно интересно, после этого первоначального самобичевания клиент неизменно отправляет по почте письмо с чем-то вроде «Это была лучшая сессия из всех, что у нас были!». Излишне говорить, что здесь есть над чем подумать и чему поучиться.
Один из основополагающих принципов коучинга вытекает из работы Карла Роджерса по безусловному позитивному отношению – быть способным поддерживать лучшее и верить в лучшее для всех вовлеченных, в том числе для самих себя. Этот принцип отражен в Стратегии 26 «Карманной книги коуча»: Предполагать позитивные намерения.
Применительно к работе с клиентами, эта стратегия признает, что работа с другими может содержать в себе вызов. Наши эмоции могут заставить нас подвергнуть сомнению их намерение или мотивацию, особенно когда похоже, что они являются противоположными нашим. В следующий раз попробуйте это: Прежде, чем предполагать, что вы «знаете» намерение другого человека, спросите! Затем методично верните им то, что услышали от них. Этот простой процесс разъяснения успокоит ваше нервную систему и позволит вам задать тон для позитивного диалога.
Обращение принципа «Предполагать позитивные намерения» внутрь себя освобождает нас от суждений и стимулирует самосознание. Это позволяет нам быть полностью открытыми для возможности, а также находиться в полном присутствии с нашим клиентом. Поэкспериментируйте с этой стратегией и посмотрите, чему она вас научит.
Еще одна стратегия, которую вы можете для себя рассмотреть, это Стратегия 28 «Карманной книги коуча»: «Замечать и признавать успехи». Эта стратегия напоминает нам, что можно легко проходить через дни или недели, не замечая успехов на этом пути. Заведите привычку размышлять после встречи или сложной беседы. Делайте это в одиночестве или совместно с командой. Потратьте несколько минут, чтобы отметить, что получилось хорошо, и признать ваши достижения. Эта практика – возможность расти на том, что вы узнали. И она также творит чудеса в отношении вашего морального состояния!
«Замечать и признавать успехи» — это также стратегия, которая поддерживает ваше развитие и обучение как коуча. Как и наши клиенты, мы склонны замечать то, что не работает. В данном случае мы просим вас замечать, что работает – что у вас получается хорошо в данный момент. Мы используем данный подход в работе с клиентами, и мы знаем, что это поддерживает рост осознанности. Мы призываем вас более сознательно использовать этот подход по отношению к себе как часть вашей рефлексивной практики.
Быть коучем — это особый дар, и важно в том числе использовать его в отношении нас самих, что позволит нам быть лучшей версией себя. А когда мы являемся лучшей версией самих себя, то наше коучинговое присутствие в работе с клиентами более полное.