Когда ставить цели по SMART не так уж и разумно?
Даже задавая этот вопрос, чувствуешь себя практически еретиком. Моя обучение коучингу превозносило достоинства Конкретных, Измеримых, Достижимых (или иногда Смелых), Релевантных и Привязанных ко времени целей [в англ.: Specific, Measurable, Achievable (Audacious), Relevant, Time-limited — SMART, также переводится как “умный, сообразительный” — прим. редактора]. Будучи коучем, я люблю помогать клиентам переводить свои большие надежды и высокие намерения в целенаправленные действия. Это никогда не кажется мелким, чувствуется правильный размер, усилие, заставляющее их двигаться в правильном направлении.
Тем не менее, многих моих клиентов раздражают рамки постановки целей по SMART. Многие из них работают в такой атмосфере сотрудничества, что трудно найти SMART цели, которые находятся в рамках компетенции клиента и при этом достаточно значительны, чтобы стремиться к их реализации. Слишком часто цели клиентов сталкиваются с обстоятельствами вне их контроля.
Или допустим, клиент работает в быстрой, пронизанной изменениями среде. Даже самая старательно выстроенная по SMART цель может потерять смысл, как только изменятся задачи команды.
Другая клиентка не испытывала личной симпатии к SMART целям, но на них настаивала HR-команда, привязывая компенсацию к целям, поставленным по SMART. В таких случаях довольно заманчиво ставить скромные и явно достижимые цели, чтобы гарантировать повышение. Что тогда делать?
Будучи не только коучем по лидерству, но и тренером по бегу, я часто использую спортивные метафоры в своей работе с лидерами и руководителями высшего звена. Однажды я заканчивала сессию с клиентом, который на работе должен был еженедельно делать определенное количество телефонных звонков. Я спросила его, к какому количеству звонков он стремится. Затем, под влиянием момента, я спросила о минимальном количестве звонков, которым он будет доволен (потому что жизнь вносит свои коррективы), и каков наилучший вариант.
В беге мы называем это цели A, B и C.
Цели B отражают результаты соревнования, к которым вы стремитесь во время тренировок — это усилие, но оно достижимо. Цель А — это те моменты, которые случаются один раз в жизни: погода идеальна, вы проснулись утром, и ваше тело чувствует себя «включенным», в итоге вы превосходите тот результат, к которому готовились изначально. Цель C — это исходный уровень, когда обстоятельства не идут своим чередом, когда погода или ваше тело сговариваются против вас. Цели C позволяют вам это все преодолеть и финишировать достойно, пусть и не достигнув цели B.
Многоуровневые цели полезны тем, что позволяют иначе взглянуть на целеполагание, перспективе, но можем ли мы позаимствовать у спорта способ постановки этих самых целей? В последнее время я в работе с клиентами экспериментирую с подходом “цель-результат, цель-действие и цель-процесс”.
Цель-Результат
Цель-результат – это Полярная звезда, к которой стремятся спортсмены, например, победа в гонке или отбор на Олимпийские игры. Это смело и вдохновляюще, это долгосрочное видение того, где человек хочет быть. Цели-результаты заставляют нас вставать с постели по утрам. Но в то же время цели-результаты в значительной степени находятся вне нашего контроля. Я могу отлично тренироваться и быстро бегать в своем родном городе 10 км, но если Шалэйн Фланаган окажется на стартовой линии, я не выиграю.
Аналогичным образом, у клиента может быть цель развить свой малый бизнес настолько, чтобы он мог бросить свою повседневную работу в течение года, но в случае экономического спада или проблем с поставщиком этого может не произойти. Эта реальность не делает конечную цель плохой, просто недостаточной.
Цель-действие
Вот тут-то и появляется цели-действия. Эти цели являются промежуточными стандартами, которые должны быть достигнуты для выполнения конечной цели, например, тренировочные гонки в определенном темпе или наращивание определенного количества километров в неделю. Волонтер-координатор НКО может поставить перед собой цель набрать 50 новых добровольцев в течение трех месяцев, или автор может взять на себя обязательство увеличить свою аудиторию в социальных сетях на 10%. Часто у нас есть несколько целей-действий, совместно направленных на то, чтобы помочь достичь цель-результат, и когда один показатель достигнут, устанавливается новый.
Цель-процесс
Цели-процессы наиболее детализированы. Это ежедневные и еженедельные мероприятия, которые формируют строительные блоки для целей-действий: провести пять тренировок в неделю, растягиваться после тяжелой тренировки и так далее. Координатор-волонтер может стремиться делать 15 телефонных звонков в неделю, чтобы нанять новых сотрудников, автор может предлагать по три статьи в СМИ каждый понедельник.
Как коучи, мы помогаем клиентам превратить намерение в реальность. Иногда, умные цели (по SMART) справляются с этим. В других случаях мы должны быть умными … по-другому.
Оригинал статьи: https://coachfederation.org/blog/beyond-smart-goals
Перевод: Евгения Самсонова, АСС, член ICF Россия
Редакция: Ксения Росина, глава комитета по международным отношениям, ICF Россия
Об авторе:
Мэри Энн МакКиббен Дана — писатель, пастор, спикер и сертифицированный коуч ICF (ACC). Мэри живет в Рестоне, штат Вирджиния. Она автор книг “Бог, Импровизация, и Искусство Жизни” и “Шабат в Пригороде. Она работает с коучинговыми запросами, выступает и пишет и на темы лидерства, духовности, адаптивных изменений, построения команды. Мэри — мать троих детей и новоиспеченный ультрамарафонец.