
В коучинговой среде есть постулат: «коуч отвечает за процесс, клиент – за результат».
Коучам понятно, о чем это. А как быть клиенту, когда на первой встрече коуч рассказывает о принципах сотрудничества и, среди прочего, говорит, что ответственность за организацию процесса лежит на коуче, а ответственность за результат – на клиенте?
Каждым своим действием, отвечая за организацию процесса коучингингового сотрудничества, коуч создает весомые предпосылки для результата клиента.
Да, действительно, как бы коуч ни стимулировал «мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала», как бы качественно ни проводил сессии, совершать шаги в направлении цели будет сам клиент. Или не будет, если в процессе работы коуч и клиент не прояснят все значимые риски, преграды и убеждения, которые могут помешать клиенту реализовать задуманное. Ответственность коуча – помочь клиенту проработать все существенные, внешние и внутренние препятствия.
Зачастую клиент ставит цель, время реализации которой выходит за рамки продолжительности сотрудничества. Профессионально выстраивая процесс , коуч опосредовано, но очень весомо, влияет на результаты клиента как в течение коучинговых отношений, так и за их пределами.
Ответственность коуча оценить, находится ли проблема/задача, с которой хочет работать клиент, в поле возможностей коучинга.
Если коуч чувствует сомнения в эффективности коучинга в решении задачи клиента, то ему следует поделиться с клиентом своими наблюдениями. Тогда выбор клиента – продолжать работу с коучем или обратиться к другому специалисту (консультанту, наставнику, психологу, психотерапевту).
Бывает, что клиент приходит «поговорить» в надежде, что он осмыслит нечто важное, и задача решится сама, без его усилий.
Профессиональная ответственность коуча в таком случае прояснить, какой результат клиент хочет получить: является ли его целью осмысление, или он хочет конкретного результата, воплощенного в жизнь. Если клиент ждет, что результат придет сам, ожидает магии и волшебства от коучинга, то задача коуча не поддерживать данные иллюзии, а прояснить, насколько клиент готов действовать сам в направлении желаемой цели.
Ответственность коуча – помочь клиенту точно сформулировать свою задачу и желаемый результат.
Уделить достаточное время прояснению настоящей цели, вдохновляющей клиента на действия и изменения. Если вектор движения будет выбран точно, то выше вероятность, что клиент добьется желаемых результатов.
Ответственность коуча – периодически возвращать клиента к основной задаче.
Коучинг не прямолинеен, в процессе сотрудничества возникают вопросы, актуальные клиенту в моменте, или темы, вроде бы напрямую не связанные с основной задачей, но имеющие серьезное значение в продвижении. Отклонения от курса будут, и это дело коуча – уточнять у клиента, как обсуждение того или иного вопроса связано с решением той глобальной темы, с которой клиент обратился к коучу.
Ответственность коуча – проговорить с клиентом, если он чувствует несовпадение на каких-то уровнях: вроде бы все хорошо, но нет ощущения, что клиент чувствует себя в безопасности, доверяет коучу и свободно выражает свои мысли и чувства.
Коучу необходимо открыто обсудить с клиентом свои гипотезы, чтобы создать совместно то пространство, где клиент может чувствовать себя свободно, концентрируясь на решении своей основной задачи.
Коуч держит в фокусе внимания эти и другие моменты, которые, на первый взгляд, относятся к процессу коучинга. И влияют на результат.
Ответственность коуча – в каждый момент осознавать это влияние и создавать такое пространство процесса, которое, при надлежащих усилиях самого клиента, приведет его к результату.
За результат в коучинге отвечают обе задействованные стороны: клиент и коуч. Каждый в своей сфере. А вот действует, делает шаги в направлении своей цели всегда клиент, и только клиент.
Светлана Мишина, АСС
Этический кодекс ICF расположен на нашем сайте здесь